На главную

Филиал государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г.Будённовске

Интернет-олимпиады

Круглый стол «Современные методы и приемы формирования орфографических умений и навыков»

  • 212

Одна из главных задач обучения русскому языку младших школьников в современной школе – это формирование орфографической грамотности, которая является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в общении.

Проблемы в области формирования орфографической грамотности у обучающихся начальной школы известны давно, а пути решения рассматриваются до сих пор. Особенно важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, предполагающих активную мыслительную деятельность обучающихся.

Первые шаги на пути изучения русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы орфографические умения и навыки на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение в любой предметной области.

22 марта старшими преподавателями кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин Карагодиной  Е. А. и Фоминой А. Р. был проведен круглый стол, на котором обсуждались вопросы применения разных методов и приемов при формировании орфографических навыков у младших школьников. В работе круглого стола приняли участие обучающиеся групп 1НР, 2НР, В42 и группы Б3ПНР (заочное отделение).

Чтобы научить, надо знать, чему учить и как учить. Минникова Татьяна актуализировала знания участников в области теории орфографии, раскрыв вопрос «Орфография: принципы, разделы орфографии». Зайцева Кира представила собравшимся презентацию «Орфограммы, изучаемые в начальных классах».

Участники круглого стола раскрыли методы и приемы, которые рекомендуются методистами с целью эффективного усвоения школьниками орфографии. Некоторые новые приемы – это хорошо забытые старые, но от этого не ставшие неактуальными. Например, Скуба Анастасия рассказала о возможности использования в работе над орфограммами перфокарт, широко применяемых в практике школы в конце XX века. Наконечная Алина сообщила о зрительных диктантах по методике профессора И. Т. Федоренко, направленных на формирование навыка беглого чтения. По мнению многих педагогов, проведение зрительных диктантов способствует развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, расширению объема зрительных и слуховых восприятий ребенка и является хорошим подспорьем для развития орфографической зоркости. Комплекты зрительных и слуховых диктантов для развития оперативной памяти, предложенные  И. Т. Федоренко еще в 60-х годах XX века, не утратили своей актуальности и на сегодняшний день.

Были раскрыты методы и приемы, позволяющие сделать обучение орфографии интересным, интерактивным на основе применения деятельностного подхода, групповых форм работы. Участники круглого стола не только расширили теоретические знания по обсуждаемому вопросу, но и получили возможность апробировать некоторые приемы проведения орфографической работы: разные виды диктантов, графическое письмо, письмо по памяти, комментированное письмо, какографические упражнения, орфографические пятиминутки, «письмо с пропусками», приемы мнемотехники, игры на основе работы с интерактивным тренажером и др.

В заключение работы круглого стола студентами был сделан вывод: педагогическая деятельность требует творческого подхода, активного изучения и применения современных методов, приемов, форм обучения не только в области формирования орфографического навыка, но и в обучении в целом. Сейчас есть большие возможности для использования на уроках ИКТ, тренажеров, интерактивных досок, планшетов, которые, несомненно, нужно применять. Но есть и старые, проверенные методы, порой даже не зависящие от наличия компьютера или проектора в классе. Главное – найти «свои» методы, для своего класса, уметь их отбирать, комбинировать в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей детей. Тогда работа по орфографии (и не только) будет интересной и разнообразной. Тогда у детей будет мотивация, урок будет «удивительным», а обучение – творческим и результативным.

 

Top