На главную

Филиал государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г.Будённовске

Интернет-олимпиады

Студенческая научно-практическая конференция «Современные тенденции в развитии русского языка»

  • 463

15 декабря 2021 г. в филиале  состоялась студенческая научно-практическая конференция «Современные тенденции в развитии русского языка», организованная преподавателями кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин Бабенко Е.А. и Фоминой А.Р. Участие в конференции приняли студенты всех курсов очной формы, обучающиеся по профилям «Начальные классы» и «Русский язык».


С приветственным словом к участникам конференции обратилась старший преподаватель кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин Бабенко Е.А. Она рассказала о роли русского языка в стране и в мире, о комплексе мероприятий, проводимых в рамках государственной политики по укреплению статуса русского языка.
Пленарное заседание было представлено тремя докладами: Стригиной Дианы, студентки 4 курса гр. В52 («Современная языковая ситуация в России»), Попова Дмитрия, студента 4 курса гр. В52 («Тенденции изменений в современном русском языке»), и и.о. заведующего кафедрой начального образования и гуманитарных дисциплин, и.о. директора Филиала, кандидата исторических наук Новиковой Оксаны Николаевны («Язык как фактор и средство национальной идентичности населения Боснии и Герцеговины: история и современность»).
В своем докладе О.Н. Новикова на примере Боснии и Герцеговины показала роль языка в жизни народа. Особое внимание было уделено ситуациям, когда стремление к эффективной коммуникации мотивирует носителей языка отказываться от этнически окрашенных лингвистических маркеров, а также случаям, в которых язык выступает в качестве защиты от внутреннего «другого». Автор приходит к выводу, что после разрушения Югославии превращение языка в средство создания национальной идентичности привело к размежеванию граждан одной страны. Подобный опыт полезен для анализа политизации литературных трактовок и языковых норм в других регионах мира, в том числе и в России.
С сообщениями выступили следующие студенты:
•    Купцова Анна, студентка 4 курса гр. В52, «Адаптация иностранных заимствований в русском языке»
•    Мухамбетова Фаина, студентка 3 курса гр. В42, «Фразеологизмы со значением времени в русском и ногайском языках»
•    Толстенков Святослав, студент 1 курса гр. В22, «Отражение особенностей уклада жизни русского человека во фразеологизмах»
•    Бернатова Екатерина, студентка 3 курса гр. В42, «Жаргон, проникающий в русский язык»
•    Сергунцова Виктория, студентка 3 курса гр. В42, «Сленг как разновидность национального языка»
•    Дудникова Виктория, студентка 5 курса гр. В62, «К вопросу о словах-паразитах в устной речи»
•    Зиновьева Елена, студентка 3 курса гр. В42, «Языковые особенности говоров Ставропольского края»
•    Антропова Елизавета, студентка 3 курса гр. В42, «Особенности говоров с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края»
•    Безуглова Людмила, студентка 3 курса гр. В42, «Особенности говоров сёл Советского района Ставропольского края»

Особый интерес вызвали у участников конференции сообщения, представлявшие исследования диалектов Ставропольского края. Студентками группы В42 был дан обстоятельный анализ социо-этно-политического и структурного подходов к проблеме разграничения языков и диалектов. Докладчики рассказали о работе ежегодных диалектологических экспедиций в селах Ставропольского края в рамках изучения дисциплины «Русская диалектология».
В 2021 г. студентами изучались говоры села Нины Советского района и села Чернолесского Новоселицкого района. Анализ диалектного материала, выявленные особенности фонетики и грамматики говоров данных территорий позволяют предположить связь  данных говоров с рязанскими и тамбовскими. Сообщения  Зиновьевой Елены, Антроповой Елизаветы, Безугловой Людмилы сопровождались показом богатого иллюстративного материала, отражающего обычаи и традиции носителей представленных диалектов, видео- и аудиозаписями.
Подводя итог выступлениям, Бабенко Е.А. отметила, что ценность полевой диалектной работы заключается в формировании лингвистического мышления и в понимании того методологически важного факта, что звучащая речь является един¬ственным источником лингвистической реальности при сборе диа¬лектного материала. Слушание речи носителя диалекта развивает у филолога фонетический слух и слух герменевтический, под которым преподаватель подразумевает умение понимать непонятное с опо¬рой на контекст, а также умение наладить общение с информантом.
В ходе обсуждения докладов и сообщений, представленных на конференции, состоялся плодотворный обмен мнениями по актуальным проблемам в развитии русского национального языка. Докладчики и участники конференции отметили, что изучение и описание диалектов русского языка, жаргонов, сленга и других форм существования национального языка является неотъемлемой частью лингвистических исследований. Проблема сохранения русского литературного языка – проблема, касающаяся как отдельно взятой личности, так и общества в целом.

Top