На главную

Филиал государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г.Будённовске

Интернет-олимпиады
  • 1896

Шестая традиционная студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и наука» состоялась в Буденновском филиале Ставропольского государственного педагогического института. Ее участниками стали ППС и студенты всех специальностей 2-5-х курсов.

Кратким вступительным словом конференцию открыла декан психолого-педагогического факультета, доцент Фурсова Д.В. Она подчеркнула, что современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию. Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет более полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.

С докладом «Молодежь – научный потенциал общества» выступил старший научный сотрудник, профессор кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин Черкесов Б.А. Докладчик сделал подробный анализ состояния современной российской науки. Он подчеркнул, что идет процесс старения научных кадров.

Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов достигает 56 лет, для кандидатов наук - 50 лет, для докторов наук - 60 лет. В ряде учебных заведений он составляет 75 лет. С 1997 года численность молодых ученых (до 30 лет) сократилась на 33 %. Если эта тенденция сохранится, то уже к 2020 году средний возраст ученого достигнет 60 лет.

Социологические исследования, проведенные во многих вузах страны, показывают, что после окончания учебы около 1% выпускников планируют остаться в учебном заведении и заниматься наукой, еще 3% готовы заняться наукой в случае достойной оплаты труда. Всего 6% респондентов считают, что молодежь может реализовать себя в научной среде. По мнению студентов, на исследование уходит немало времени, а сейчас многие хотят осуществлять свои желания быстро и без усилий.
Докладчик акцентировал внимание на том, что мероприятия по привлечению молодежи в науку должны проводиться как на уровне учебного заведения, так и на уровне государства.

Одним из факторов активизации научно-исследовательской работы студентов является характер организации НИРС в вузе. Особое внимание должно уделяться координации действий, направленных на поддержку НИР студентов и молодых ученых, эффективную организацию индивидуальной исследовательской работе студентов.

В Филиале научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в 2-х формах:

  • НИР, предусмотренная учебными планами (написание курсовых и дипломных работ);
  • участие во внеучебной работе (научные объединения, кружки, проблемные группы, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.).

Стало традицией проведение ежегодных студенческих научно-практических конференций: «Молодежь и наука», «Экология - шаг в будущее», «Использование компьютерных технологий в образовании», - а также вузовских Олимпиад для школьников выпускных классов.

НИР в вузе направлена, прежде всего, на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать профессиональные и научно-исследовательские задачи.

В завершение своего выступления докладчик напомнил молодежи слова великого мыслителя XIX века К. Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Эти слова актуальны и сегодня. Дорога в большую науку начинается со школьной и студенческой скамьи.

Затем начались прения.

Большой интерес у присутствующих в зале вызвало выступление младшего научного сотрудника филиала И.С. Савельевой: «Учитель XIX века: каков он?» В своем выступлении она презентовала фрагменты из художественных фильмов советского периода: «Сельская учительница», «Республика ШКИД», «Доживем до понедельника» и «Большая перемена». На вопрос: престижно ли сегодня работать преподавателем или научным сотрудником в вузе? половина студентов ответили, что считают научно-педагогическую деятельность престижной, но не привлекательной для себя.

Сегодня педагогическая наука и высшая школа, подчеркнула выступающая, решают серьезные задачи в области модернизации образования, от реализации которых в первую очередь будет зависеть качество нашего образования. Эти задачи можно сформулировать в форме четырех вопросов:

  • какого учителя должен готовить вуз?
  • какой учитель должен работать в современной школе?
  • какой учитель необходим современному ученику?
  • у какого учителя дети будут с удовольствием учиться?

Студентка 4 курса Анастасия Грибунова рассказала о развитии познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Студентка Степанцова Наталья говорила о развитии исследовательских умений школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир». О развитии творческого потенциала школьников средствами проектной деятельности сообщила Наталья Турта. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития детской одаренности – тема выступления студентки Кристины Чабан.

Более 3х часов шел интересный разговор в актовом зале института.

Завершилась конференция принятием резолюции, в которой были обозначены основные направления работы студенческой науки на ближайшее время, пути привлечения молодежи к научным исследованиям.

По итогам работы конференции будет выпушен очередной сборник научных статей студентов.

Top