Система менеджмента качества
ЗАЧЕМ ВУЗУ СМК?
Для государства …
- содействие интеграции российского высшего образования в мировую систему образования;
- гарантия качества образовательных услуг вуза;
- обеспечение уверенности в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных институту бюджетных средств.
Для руководства и сотрудников …
- повышение производственной культуры;
- оптимизация инфраструктуры и производственной среды института;
- повышение ответственности всех сотрудников института за качество реализуемых образовательных услуг;
- снижение внепроизводственных затрат на подготовку специалистов;
- повышение рейтинга института среди педагогических вузов СКФО;
- обеспечение конкурентоспособности института на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг.
Для абитуриентов и студентов …
- улучшение условий профессиональной, социальной, этической подготовки студентов за счет оптимизации структуры и содержания процессов обучения и воспитания;
- повышение качества образовательной услуги;
- повышение удовлетворенности внешних и внутренних потребителей образовательных услуг института.
Система менеджмента качества института построена на основе типовой модели СМК. Информация о типовой модели представлена на сайте: http://www.quality.edu.ru
Принципы СМК
Система менеджмента качества вуза основывается на следующих принципах:
- Ориентация на потребителя
- Лидерство руководства
- Вовлечение всех сотрудников в СМК
- Процессный подход
- Системный подход к управлению
- Непрерывное улучшение
- Принятие решений, основанных на фактах
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Документация СМК
Система менеджмента качества ГБОУ ВПО СГПИ представлена документами согласно уровням. Иерархия документации СМК вуза предусматривает 6 уровней документов:
- уровень. Документы первого уровня предназначены для общего описания СМК института, а также для формулирования основных приоритетов развития вуза, главных его целевых установок, стратегий их реализации (Миссия, Видение, Политика, Цели и Руководство по качеству).
- уровень. Документы второго уровня описывают осуществляемые в институте процессы, устанавливают цели, порядок их достижения, необходимые ресурсы, показатели эффективности и результативности по каждому процессу (информационные карты процессов, документированные процедуры).
- уровень. Документы по планированию. Документы третьего уровня представлены планами развития СМК вуза и его структурных подразделений.
- уровень. Организационно-правовые и методические документы. Документы четвертого уровня представлены организационно-распорядительной документацией, которая устанавливает порядок действий, права, обязанности и функции и взаимодействие персонала вуза, задействованного в СМК (должностные инструкции, методические указания, рабочие инструкции и Положения).
- уровень. Записи по качеству. Документы пятого уровня представляют собой зарегистрированные данные о качестве, которые идентифицируются согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и СГПИ-СМК-ДП-4.2.4-3.10.0-05/01-2011 «Управление записями», и свидетельствуют об осуществлении вузом деятельности, направленной на постоянное улучшение.
- уровень. Нормативно-правовые документы. Шестой уровень документации СМК является базовым, определяющим общие направления деятельности вуза в области менеджмента качества (Устав института, внешняя и внутренняя распорядительная документация).
Разработаны следующие документы СМК:
- перспективный план создания и внедрения системы менеджмента качества ГБОУ ВО СГПИ;
- миссия вуза;
- стратегические цели в области качества;
- политика в области качества;
- видение;
- реестр процессов;
- матрица распределения полномочий и ответственности по процессам СМК;
- 6 обязательных документированных процедур;
- шаблоны основных документов и методические указания по заполнению форм.
Доступ для сотрудников вуза к документам системы менеджмента качества института осуществляется во внутренней сети.
Нормативно-правовые документы СМК
Построение СМК института осуществляется на основании следующих основополагающих нормативных документов:
- действующего законодательства Российской Федерации в области образования и иных нормативно-правовых актов;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;
- ГОСТ Р ИСО 52614.2—2006 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования»;
- ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;
- ГОСТ Р ИСО 40.003-2008 «Система сертификации Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)»;
- ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»;
- ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»;
- ГОСТ Р 40.002-2000 «Регистр систем качества. Основные положения»;
- инструктивные письма Федерального агентства по образованию (№ 836/12-16 от 22.05.2006г., N 704/12-16 от 23.04.2007г);
- стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы и др.