На главную

Филиал государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г.Будённовске

Интернет-олимпиады

II СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

  • 242

Русский язык, как и другие языки мира, находится в постоянном развитии. Каждое поколение вносит нечто новое не только в общественное устройство, в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. Прежде всего к таким средствам относят новые слова, новые значения слов, новые оценки значений.

Обучая школьников современным языковым нормам, учитель должен сам хорошо знать процесс их становления и историческую обусловленность, а также тенденции в развитии современного языка. Без этих знаний немыслимо сознательное и успешное преподавание таких дисциплин, как русский язык и литература.

11 января 2023 г. в филиале состоялась II Студенческая научно-практическая конференция «Современные тенденции в развитии русского языка», организованная преподавателями кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин Е. А. Карагодиной и А. Р. Фоминой. Участие в конференции приняли студенты 3, 5 курсов очной формы, обучающиеся по профилям «Начальные классы» и «Русский язык».

С приветственным словом к участникам конференции обратился зав. кафедрой начального образования и гуманитарных дисциплин Герман Р.Э. Роман Эдуардович затронул проблему чистоты русского языка, обратил внимание на влияние геополитической ситуации на языковую политику государства и отметил необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на укрепление статуса русского языка.

Пленарное заседание было представлено тремя докладами студентов 5 курса группы В62: Стригиной Дианы («Фразеологическое пространство комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"»), Кишун Анны («Роль крылатых выражений в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"»), Попова Дмитрия и Купцовой Анны («Фразеологические ресурсы русского языка по семантической слитности (на материале комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")»).

С сообщениями выступили студенты 3 курса группы В42:

  • Мырова Анастасия, Ренжина Арина – «Особенности говоров с. Курашим Пермского района Пермского края»;
  • Денисова Екатерина, Адильгиреева Саадат – «Диалектные особенности говоров с. Сотниковского Благодарненского района Ставропольского края»;
  • Гаджиева Патимат, Добрынина София – «Смешение черт разных диалектов в говоре с. Сотниковского Благодарненского района».

Особый интерес вызвали у участников конференции сообщения в рамках дисциплины «Русская диалектология». Студенты группы В42 представили результаты анализа говоров с. Курашим Пермского района Пермского края и с. Сотниковского Благодарненского района Ставропольского края (диалектный материал был представлен в аудио- и видеоформате), выделили их основные фонетические, грамматические и лексические особенности.

Немалый интерес вызвали и результаты исследования в области фразеологии русского языка. Студенты группы В62 на материале комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» продемонстрировали богатство русской фразеологии, взаимосвязь языка и содержания произведения, роль фразеологических единиц в раскрытии идейно-художественного своеобразия комедии, в отражении особенностей характера и поведения русского человека.

Подводя итог выступлениям, Карагодина Е. А. и Фомина А. Р. отметили, что познание языка, осознание его как феномена, вбирающего в себя историю, культуру, обычаи народа, постижение языка как хранилища материальной и духовной культуры возможно только при изучении национально-культурного компонента значений языковых единиц всех уровней, и прежде всего, лексики и фразеологии. Понимание устойчивых выражений, литературных и нелитературных языковых элементов, умение дифференцировать их, уместно и точно использовать в речи считается одним из показателей совершенства речевого мастерства и высокого уровня языковой культуры.

Top