Создание безопасного пространства: круглый стол «Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь обучающихся – свидетелям военных действий, детям участников (ветеранов) специальной военной операции»
Актуальные и важные темы, касающиеся психологической помощи обучающимся, которые стали свидетелями военных действий, а также детям участников специальной военной операции (СВО), обсуждаются педагогами, психологами, представителями социальных служб и, что самое главное, студентами, которые столкнулись с тяжелыми реалиями военных конфликтов.
Военные конфликты влияют на психику не только непосредственно принимающих участие в боевых действиях, но и на тех, кто оказался рядом, в том числе на детей и молодежь. Статистика показывает, что у большинства таких свидетелей наблюдаются выраженные симптомы стресса, тревожности и дезориентации в обществе. Важно отметить, что многие из них испытывают стигматизацию и одиночество, что усложняет их социальную адаптацию.
25 декабря 2024 года психолого-преподавательский состав Филиала СГПИ в г. Буденновске, принявший участие в круглом столе, акцентировал внимание на том, как травматические переживания вызывают необходимость в получении профессиональной помощи. В ходе обсуждения вопрос о необходимости создания специальных программ, маршрутов и концепций, направленных на оказание психологической, допсихологической и эмоциональной помощи. Участники круглого стола высказывали идеи о внедрении адаптивных курсов и тренингов по стресс-менеджменту, которые помогут студентам лучше справляться с трудными эмоциями, в планы работы кафедр и Филиала.
В центре внимания также оказался вопрос о детях участников СВО. Эти дети часто чувствуют себя изолированными и не понимают, как справиться с волнением, испытываемым в связи с отсутствием близких и постоянными переживаниями. Они нуждаются в особом внимании и поддержке. Д.В. Фурсова, доцент кафедры специальной педагогики и естественнонаучных дисциплин, выступившая одним из организаторов круглого стола, подчеркнула важность вовлечения родителей в процесс реабилитации их детей: «Семьи должны стать неотъемлемой частью программы поддержки. Психологическая помощь должна быть направлена не только на самих детей, но и на их родителей».
Эффективная организация системы поддержки для обучающихся-свидетелей войны и детей участников СВО рассматривается и с точки зрения перспектив создания точек психологической помощи в образовательных учреждениях, а также разработки методик, способствующих лучшему пониманию психологических проблем, с которыми сталкиваются эти молодые люди. Ю.С. Еремина, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования, также выступившая организатором круглого стола, подчеркнула важность проведения тренингов для учителей, которые помогут повысить их квалификацию в области психологии, а также организации семинаров, где можно будет делиться практиками и находить решения для возникающих сложностей.
Необходимость дальнейших шагов в создании эффективной системы психологической поддержки для обучающихся, ставших свидетелями военных действий, и детей участников СВО – вопрос, не оставляющий сомнений. В условиях растущих вызовов современности, именно такие инициативы и обсуждения становятся важной основой для создания общества, где каждый может чувствовать себя услышанным, защищенным и готовым к будущему.