На главную

Филиал государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г.Будённовске

Интернет-олимпиады
  • 8441

Адаптация студентов-первокурсников в филиале СГПИ в г. Будённовске


Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса.
Всю свою жизнь человек призван решать различного рода адаптационные (приспособительные) задачи. И, пожалуй, главные их них – это проблемы, возникающие при меняющихся межличностных отношениях.
Однако в наше время далеко не каждый способен быстро и безболезненно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, тем более разумно и качественно разрешать проблемы, которые порождаются новыми реалиями. А ведь именно от этой нашей способности (врождённой или «наработанной», воспитанной) зависит то, насколько мы оказываемся приспособленными в этой жизни. Не говоря уже о том, что человек, не обладающий умением и навыками оперативно и адекватно решать вновь и вновь встающие на его жизненном пути задачи, никогда не добьётся желаемого успеха.

Рассмотрение нами процесса адаптации студентов к обучению в филиале института включает ряд аспектов:

  • психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системы, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
  • социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);
  • мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
  • психофизический (предполагающий, приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).


Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде филиала института служит:

  • Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
  • Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
  • Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
  • Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой


В 2016-2017 учебном году к обучению в филиале института приступили 5 новых групп: 4 на ступени СПО, 3 на ступени ВПО. Понятно, что на данном этапе начинающие студенты приспосабливаются к требованиям, условиям учёбы, дисциплине в новом учебном заведении. Для того, чтобы освоиться на новом месте учёбы, ребятам необходимо познакомиться с институтом, с педагогами, с одногруппниками, а многим и с новым местом жительства. Требуется время для того, чтобы войти в ритм работы учебного заведения, увидеть радостные стороны учёбы, познавая педагогику.
Новые требования к учёбе, привыкание к городу, людям, общению с педагогами - всё это является стрессовым фактором и требует от первокурсников больших физических и психологических усилий.
Адаптационные мероприятия рассчитаны на первый год обучения студентов в филиале института, осуществляется в 3 этапа.

Этапы Сроки реализации Задачи
I этап сентябрь-октябрь Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в учебном заведении. Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.
II этап ноябрь-декабрь Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения. Определить способы устранения имеющихся противоречий. Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.
III этап январь-июнь Использовать полученную информацию для проведения семинаров кураторов, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам. Проводить консультации и просвещение родителей студентов, тяжело адаптирующихся к работе в новой среде.

 

Организация воспитательной работы со студентами 1-ого курса

  1. Торжественный ритуал празднования "Дня знаний":
    - собрание первокурсников, выступление директора филиала института, деканов, заведующих кафедрами, ведущих специалистов филиала;
    - встреча руководителей и преподавателей факультетов с первокурсниками (по факультетам);
    - торжественное вручение студенческих билетов и зачетных книжек;
    - подготовка специального выпуска газеты "Отражение", посвященного истории филиала института и первокурсникам (редакция газеты «Отражение»);
    - фестиваль «Зелёное яблоко» - самопрезентация групп, определение лидеров, выявление творческих способностей.
  2. Ознакомление студентов-первокурсников с Уставом СГПИ (деканы, кураторы).
  3. Информирование студентов об основных направлениях научных исследований кафедр, формирование у студентов понимания общественной значимости выбранной профессии, этики ученого-исследователя (заведующие кафедрами, все преподаватели).
  4. Ознакомление студентов с основами научной организации учебного процесса, культуры интеллектуального труда. Занятия по организации самостоятельной работы студентов.
  5. Ознакомление студентов с работой общественных организаций филиала института, формирование актива студенческих групп, органов студенческого самоуправления (деканат, кураторы, студсовет).
  6. Проведение в студенческих группах социометрических исследований с целью выявления лидерского потенциала коллектива и формирования оптимального микроклимата (кураторы, студенческий актив группы).
  7. Проведение в группах социально-психологических тренингов партнерского общения с целью формирования коммуникативной культуры студентов, сплочения группы.
  8. Проведение в группах (на курсе) собрания на тему "Я - студент филиала СГПИ в г.Будённовске" (деканы, студенческий актив 1-ого и старших курсов).
  9. Знакомство студентов с историей филиала института. Посещение городского Музея истории (актив группы, кураторы, сотрудники музея).
  10. Участие в торжественной акции 6 октября, посвященной Дню рождения филиала института (деканы, актив группы, кураторы).
  11. Вовлечение студентов-первокурсников в работу научных кружков (кафедры, ответственные за НИРС).
  12. Участие студентов в субботниках (актив групп, деканат).
  13. Индивидуальная работа кураторов со студентами (деканат, кураторы).
  14. Ознакомление студентов с системой культурной, массовой и спортивной жизни в филиале.
  15. Организация экскурсий, посещение выставок и музеев ( культорги групп).
  16. Привлечение студентов к культурно-массовой работе, в постоянно действующие коллективы художественной самодеятельности (рук. творческих коллективов)
  17. Вовлечение студентов в занятия физической культурой и спортом во внеучебное время в командах и секциях спортклуба (спортклуб).
  18. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни в газете "Отражение" (редакция газеты).
  19. Участие в спортивных соревнованиях.
  20. Участие студентов в массовых оздоровительных мероприятиях (студсовет)

 

 

Обратная связь

Top