Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ
В филиале СГПИ в г. Буденновске проводится комплекс мероприятий, направленных на интеграцию студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс института. В этом процессе принимают участие все структурные подразделения филиала:
- Центр дополнительного образования осуществляет профориентационную работу (в том числе и индивидуальные консультации лиц с ОВЗ) и, по заявлению абитуриентов, в курсы довузовской подготовки, в которые могут быть включены дополнительные образовательно-реабилитационные программы;
- Приемная комиссия обеспечивает специальные условия при сдаче вступительных испытаний, (при выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно), включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний; учитывает особые права инвалидов при зачислении в вуз;
- Деканаты филиала обеспечивают контроль за осуществлением специальных условий обучения студентов-инвалидов, в том числе контроль освоения основной или адаптированной образовательной программы (по заявлению студента) в соответствии с графиком учебного процесса и базовым, рабочим или индивидуальным учебным планами, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций по отдельным дисциплинам; контроль по осуществлению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по специальным условиям и его результатам,
- Информационный центр обеспечивает информационно-техническую базу инклюзивного обучения, организацию образовательного процесса студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Зам.директора по социальной и воспитательной работе консультирует и помогает студентам с инвалидностью в вопросах социальной поддержки; социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, предоставления санаторно-профилактического отдыха согласно действующего законодательства, а также содействует трудоустройству выпускников-инвалидов.
В филиале внедрено и активно действует студенческое волонтерское движение, активисты которого не только продвигают принципы толерантности в среде филиала, но и готовы непосредственно участвовать в социальном сопровождении обучающихся инвалидов. Преподаватели филиала периодически проходят профессиональные переподготовки и курсы повышения квалификации в области специального и инклюзивного образования.
В рамках мероприятий, направленных на создание условий, способствующих интеграции студентов с особенными потребностями в учебный процесс, в институте внедряются новые технические разработки, закупается специализированное оборудование, разрабатываются локальные нормативные документы, вводятся дополнительные адаптационные дисциплины, проводятся мероприятия, направленные на сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, создание толерантной социокультурной среды. При обучении лиц с инвалидностью реализуются принципы интегрированного обучения, тьюторского сопровождения и использования дистанционных технологий освоения отдельных учебных дисциплин. Для оперативного реагирования на возможные проблемы со здоровьем в институте действует медпункт, где может быть немедленно оказана квалифицированная медицинская помощь.
Для организации доступной среды в филиале СГПИ в г.Буденновске произведена следующая работа:
1. на входах во всех корпусах (ул.Льва Толстого, 123; ул.Ленинская, 84; ул.Вавилова, 1) установлены 5 кнопок вызова персонала для помощи инвалидам и лицам с ОВЗ;
2.все входы в корпусах (ул.Льва Толстого, 123; ул.Льва Толстого, 123А; ул.Ленинская, 84; ул.Вавилова, 1) оборудованны пандусами
3. на фасадах зданий корпусов по ул.Льва Толстого, 123 и ул.Ленинская, 84 установлены 2 таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля с указанием образовательной организации и графиком работы;
4. нанесены контрастные полосы на первых и последних ступенях лестничных маршей во всех корпусах.
В корпусе по ул.Льва Толстого, 123 на 1 этаже установлены 4 таблички с указанием наименований кабинетов, выполненных шрифтом Брайля. В кабинете №7 на 1-ом этаже расширены дверные проемы, установлен стол СИ-1, установлено приспособление для удерживания костылей и тростей с целью организации обучения инвалидов-колясочников. В корпусе ул.Льва Толстого, 123 переоборудован вход для инвалидов - снижена высота ступеней, установлены поручни, нанесены контрастные полосы на первую и последнюю ступени. Так же нанесены контрастные круги на прозрачные полотна дверей и установлен знак для стоянки транспортных средств инвалидов. В 2017 году был произведен ремонт спортивного зала.
В корпусе по ул.Ленинская, 84 на 1 этаже в кабинете №25 установлена табличка с указанием наименования кабинета, выполненного шрифтом Брайля, расширены дверные проемы, установлен стол СИ-1, установлено приспособление для удерживания костылей и тростей с целью организации обучения инвалидов-колясочников. В корпусе ул.Ленинская, 84 нанесены контрастные полосы на первую и последнюю ступени и контрастные круги на прозрачные полотна дверей.
В корпусе по ул.Вавилова, 1 произведена следующая работа:
1. переоборудован вход для инвалидов - снижена высота ступеней, установлены поручни, вход оборудован пандусом;
2. произведен ремонт буфета с расширением дверного проема;
3. произведен ремонт кабинета на 1 этаже с расширением дверного проема;
4. произведен ремонт гардеробной с расширением дверного проема;
5. произведен ремонт актового зала с расширением дверного проема;
6. проведены строительно-монтажные работы по устройству отдельного санузла с расширенным дверного проема и установкой сантехники для инвалидов.
В 2018 - 2019 гг. было приобретено специальное оборудование:
- для инвалидов и лиц с ОВЗ по зрению - видеоувеличитель портативный HV-MVC;
- для инвалидов и лиц с ОВЗ по слуху - информационная индукционная система "Исток А 2";
- для инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушением опорно-двигательной системы - кресло-каляска Н040 (19 дюймов).
Заключены договора о сотрудничестве с Государственным бюджетным учреждением культуры Ставропольского края «Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В.Маяковского» (№ 31/03 от 30.01.2018 г.) и Ставропольским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (№ 17/01 от 30.01.1018 г.).
Договоры о сотрудничестве предоставляют возможность:
1. осуществления совместной профориентационной деятельности;
2. использования услуг сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
использования информационных продуктов: специальных учебников, учебных пособий, учебной литературы на различных носителях (печатных, рельефно-точечных, рельефно-графических, звуковых, тактильных);
3. использования тифлотехники и другого специализированного оборудования для слепых, слабовидящих;
4. взаимодействия со специалистами по специальным техническим и программным средствам обучения;
5. издания и редактирования текстов и графики рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В корпусах ул.Льва Толстого, д. 123 и Вавилова, д. 1 на стоянках автотранспорта установлены знаки «Парковка для инвалидов».
В институте создана электронная информационная образовательная среда, обеспечивающая дистанционный доступ студентов (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) к учебно-методическим материалам реализуемых дисциплин (http://moodle.sgpibudfil.ru/).
Филиал СГПИ в г. Буденновске продолжает наращивать свою технологическую оснащенность, закупая и устанавливая специальное мультимедийное и компьютерное оборудование, которое может быть использовано в процессе обучения студентами-инвалидами различных нозологий.
План мероприятий по развитию инклюзивного образования
Положение о порядке проведения занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ОВЗ
Программа содействия трудоустройству инвалидов
Форма заявления о включении в общую академическиую группу
Форма заявления о переводе на обучение по АОПОП
Форма заявления о предоставлении специальных условий на ГИА
Положение об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья
О методических рекомендациях по вопросам организации инклюзивного образования
АОПОП Начальное образование и Информатика
АОПОП Начальное образование и Русский язык
АОПОП Психология и педагогика дошкольного образования
АППСЗ Коррекционная педагогика в начальном образовании