Header image

Информация о студенте

Магомедова Карина Абдулмажидовна, студентка 4 курса группы 4А, обучается по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» в филиале СГПИ в г. Буденновске.
Родилась 06 апреля 1989 года в г. Буденновске, училась в МОУ СОШ 13 п. Искра Буденновского района Ставропольского края.
В 2014 году поступила в филиал СГПИ в г. Буденновске. В институте активистка, состоит в СПО «Факел», награждена грамотой за обучение в Школе Профессиональной Подготовки «Факел» по направлению «Вожатское мастерство», является секретарем в студенческом самоуправлении «Maxiмум». (грамота)
Пошла обучение и получила сертификаты по дополнительной общеобразовательной программе «Подготовка к поступлению в ВУЗ (русский язык)», «Каллиграфия».(сертификат русский, сертификат каллиграфия).

Олимпиады:

  • Онлайн-олимпиады «Его Величество русский язык. Посвящается Международному дню родного языка» (олимпиада русский язык)

Получила дипломы:

    Международного конкурса по педагогике «Виды обучения» (диплом)
  • участника IV фестиваля национальных культур «Радуга дружбы»; (диплом)
  • победителя I степени IV Всероссийской олимпиады 2016-2017 учебного года «Правовая компетентность педагога»; (диплом)
  • 1 место в международном дистанционном конкурсе «Старт» (русский язык) (диплом)

Принимала участие в:

  • X региональной научно-практической конференции Формирование профессионализма личности будущего специалиста по проблеме «Формирование профессионально-личностных качеств будущего коррекционного педагога» (региональная конференция);
  • VIII Всероссийской научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, посвященной Всемирному дню инвалидов «МИР БЕЗ ГРАНИЦ» актуальные проблемы современного инклюзивного образования». (фото)

Эссе

Миссия - учитель

Вечер. Детская комната. На полу сидит девочка лет пяти, перед ней рассажены куклы, плюшевый мишка, зайчик Степашка. Идет урок. Маленькая учительница решает с «учениками» задачи, пишет диктант, читает сказку «Теремок», ставит оценки... Это доставляет ей огромное удовольствие. Эта маленькая девочка - я.

Прошло четырнадцать лет, но на вопрос, кем я хочу стать, я так же уверенно, как и в детстве, отвечаю: «Учителем!» Моего намерения в детстве никто не воспринимал всерьёз. Но я знала: решение моё окончательно и бесповоротно. И когда пришло время выбирать, не задумываясь, поступила в педагогический институт, твердо уверенная в том, что быть учителем – моё призвание.

Я думаю, что призвание - это очень большое желание что-то делать, делать хорошо и получать удовольствие от результатов своего труда. У меня необыкновенная профессия. Я – первый учитель маленького человека. Великий Сократ говорил, что в мире только три профессии от Бога – учитель, врач и судья, все остальные профессии – от Учителя. Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.

Учитель – это особый склад души и ума. Учитель – это ответственность, самоотдача, терпение, преумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Педагог должен любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться. Педагог в моем понимании - это не столько тот, кто преподает математику или русский язык, сколько тот, кто учит ребенка быть человеком. Моя миссия как учителя состоит в том, чтобы найти тропинку к ученику, ведь каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив.

Учитель начальных классов – не просто учитель. Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Нужно только отыскать, ухватить ту струнку души ребенка, которая отзовется и зазвучит по-новому.

Л.Н. Толстой писал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Мне очень хотелось бы суметь научить ребенка видеть прекрасное, воспитать в нём человека - отзывчивого, гуманного, ответственного. Вот тут на первый план выходят личностные качества учителя: его жизненная позиция, энергия, неравнодушное отношение к труду, ради которого он каждый день с радостью спешит в школу. Эти качества передаются детям и проявляются у них на протяжении всего жизненного пути.

Самое важное в педагогической деятельности - научить детей верить в себя! Моя педагогическая миссия – выявить и развить задатки каждого ученика, помочь найти себя, увидеть свои способности, а может быть, и талант. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность.

Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить... И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного – вот в чем радость! Мне важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой.

Профессия учителя всегда востребованная, вечная. И каждый раз время предъявляет все больше требований к педагогу. Печатные издания, ведущие популярных телепередач привлекают широкий круг неравнодушных людей к обсуждению вопросов образования. И тогда неизбежно встает вопрос: каким должен быть учитель? Быть образованным, обладать специальными знаниями в различных областях науки? Несомненно. Знать современные подходы к обучению и воспитанию? Безусловно. Использовать новые методы, информационные технологии на уроке? Бесспорно. Учитель всегда идет в ногу со временем, он постоянно должен пополнять свои знания. Меня это не пугает и не останавливает: учиться я люблю, хочу и умею. Меняется мир, меняются дети, а значит должен меняться и педагог. Современному учителю важно уметь находить пути решения новых задач, стоящих перед обществом, быть в постоянном поиске новых идей, способов и приёмов.

Однако требования к учителю не должны сводиться к освоению новых технологий. Еще важнее, на мой взгляд - быть для ученика нравственным образцом, пропагандировать своим образом жизни внутреннюю культуру. Главным остается отношение к работе, преданность своему делу и любовь к детям. Мне нравятся слова Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Я уверена, что, подарив ученику свою любовь, мы научим его видеть и ценить добро, милосердие, отзывчивость, научим видеть прекрасное, доверять самому себе и окружающим людям.

В последнее время в России отводится достаточно большое значение роли учителя в современном обществе. Президент нашей страны убежден, что «жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые идут в обществе. Сегодня как никогда важно научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Наша задача – помочь им стать достойными гражданами новой России». В этом и я вижу свою Миссию.

Презентация

Публичное представление актуальной методической проблемы

Средства повышения учебной мотивации учащихся начальных классов на уроках развития речи

Снижение учебной мотивации является актуальной проблемой в современном образовательном процессе и требует особого внимания. Успешность обучения невозможна, если ребёнок относится к учению и получению знаний равнодушно, не осознаёт потребности в них. Актуальность разрабатываемой методической работы обусловлена тем, что мотивация есть системообразующий компонент структуры учебной деятельности в целом, так как при отсутствии желания учиться сам процесс обучения утрачивает свою значимость, перестает содействовать развитию личности ребёнка, становясь лишь внешне обоснованным, жестко контролируемым алгоритмом действий. Роль мотивации учения в формировании компетенций обусловлена обновлением содержания образования, характером учебной деятельности, связанной с выработкой у учащихся активности, стремления к совершенствованию. Особенно важно повышать мотивацию к урокам развития речи, которые в условиях требований современного общества способствуют формированию не только лингвистической, но и коммуникативной компетенции, развитию социально адаптированной личности, способной к решению различных социальных задач.

Проблему учебной мотивации в своих научных работах рассматривают Бабанский Ю.К. , Лукьянова М., Казанская В.Г., Божович Л.И. , Матюхина М.В. , Дубровина И.В. Гребенюк О.С. составляет классификацию приемов повышения учебной мотивации. Существующий набор приемов достаточно многочислен, однако в процессе планирования урока по определённому предмету могут возникнуть проблемы из-за отсутствия структуры этой системы в конкретном случае.

Объект исследования методической разработки – процесс учебной мотивации учащихся на уроках развития речи. Предмет исследования – система приемов и средств повышения учебной мотивации к урокам развития речи.

Исходя из изученных теоретических источников и анализа методических положений была выдвинута гипотеза исследования: сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) учащихся на уроках развития речи возможно при условии:

  • использования приёмов и средств, способствующих активизации мышления, социализации и повышению самооценки ребёнка;
  • понимания необходимости овладения речью для самовыражения;
  • возникновения чувства радости от творческого роста, самосовершенствования.
  • Цель исследования – отобрать эфективные средства и приёмы повышения мотивации к речевой активности.

    Методологическую основу исследования составили труды педагогов, психологов, методистов: Бабанского Ю.К., Божович Л.И., Матюхиной М.В., Марковой А.Г., Дубровиной И.В., Гребенюк О.С., Гина А. и др.

    Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

  • анализ, синтез и обобщение теоретических подходов, изучающих мотивацию деятельности и учебную мотивацию;
  • изучение и обобщение педагогического опыта учителей;
  • проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов;
  • методы опроса (анкеты, интервью);
  • качественный анализ данных;
  • методы описания, структурирования и систематизации данных;
  • методы моделирования поурочного планирования уроков развития речи на базе разработанного методического конструктора.
  • В настоящее время определяется большое количество теорий мотивации, отражающих различные взгляды на такие феномены, как необходимость, потребности, мотивы, мотивация, интерес, наклонности и т.д. Мотивационная сфера составляет основу активности личности и включает в себя иерархично выстроенную систему потребностей, мотивов и целей согласно трактовке Леонтьева А.Н. [35, с. 207].

    По мнению Лукьяновой М., для изучения учебной мотивации, представляющей собой комплексную характеристику, важно выделить определенные содержательные блоки, отражающие наиболее существенные компоненты. Учёный определяет 5 таких блоков [24, с.77]:

    Проанализировав классификацию мотивов Матюхиной М.В. и Марковой А.К., мы выделили следующие группы мотивов на основе источников активности: познавательные, социальные и личностные (Приложение 1).

    На основе изученной литературы мы выделили следующие методы мотивационного стимулирования учащихся:

    1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе.
    2. «Учебное портфолио» (портфель достижений ученика) представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке [27].
    3. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий. Полезно в качестве проблемы внедрять метод проектов. Приём «Мозго¬вая атака», «Мозговой штурм»
    4. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности (приём «Ожидание лучших результатов»).
    5. Социальные методы: развитие желания быть полезным; создание ситуации взаимопомощи; сотрудничество и др. К социальным методам формирования мотивации можно отнести организацию совместной учебной деятельности школьников.

    Нами была изучена программа, разработанная А.Гином – «Методический конструктор урока» (Приложение 2), в котором для каждого этапа урока предусмотрены определённые приёмы обучения, и на её основе отобраны приёмы, способствующие повышению мотивации к урокам развития речи: новизна, прием апперцепции, сравнительный анализ, межпредметные связи, постановка проблемных вопросов, усиление аргументации, «мозговой штурм», применение наглядных, технических и дидактических средств обучения, создание ситуации успеха, оказание своевременной помощи, совместная учебная деятельность (Приложение 3).

    К этим приёмам были добавлены и приёмы, характерные для технологии критического мышления, которую мы считаем эффективной, основанной на проблемности обучения, что, безусловно, способствует повышению мотивации (Приложение 4).

    Нетрадиционные уроки также способствуют, на наш взгляд повышению мотивации. По определению С.В.Кульневич, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру» [25, с. 3]. Применительно к урокам развития речи нами были отобраны типы нестандартных (нетрадиционных) уроков (Приложение 5).

    Одним из средств реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации школьников является дифференцированное обучение. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся. Мы определили уровни дифференциации учебных заданий: дифференциация по уровню творчества, по уровню трудности, по объёму учебного материала, по степени самостоятельности учащихся, по характеру помощи учащимся (Приложение 6).

    С целью проверки правильности отобранных нами приёмов, средств и способов повышения учебной мотивации на уроках развития речи был проведен эксперимент. Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Средняя школа № 1» г. Будённовска, 4А класс.

    Педагогический эксперимент проводился поэтапно:

    1. констатирующий;
    2. формирующий;
    3. контрольный (итоговый).

    На констатирующем этапе поставлена задача – определить уровень мотивации учащихся к учению, в частности – на уроках развития речи. Для этого проводились рисуночная диагностика и анкетирование (Приложение 7).

    Анализ рисуночной диагностики показал, что большинство детей относятся к уроку с интересом. Однако 26,7% учащихся испытывают страх, неуверенность перед уроками. 45,8% учащихся испытывают затруднения в общении со сверстниками. В целом 19 человек из 24 имеют положительную мотивацию к урокам развития речи.

    Анкета изучения уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся «Как вы относитесь к уроку развития речи» позволила сделать следующие выводы:

    1. Внешние положительные мотивы испытывают в среднем 88% учащихся; понимают значимость предмета для будущего развития – 35%; интерес к предмету испытывают 74,6%; познавательный интерес проявляют 47,6%.
    2. Преобладание мотивов учения: широкие социальные мотивы – 38%; узкие социальные мотивы – 86,5%; мотивация благополучия – 71,75%; мотивация содержания – 52,7%; мотивация процессом – 31%.

    Выводы по результатам констатирующего эксперимента:

    • недостаточно сформирован познавательный интерес, понимание предмета для будущего развития;
    • преобладают узкие социальные мотивы, мотивация благополучия;
    • познавательный интерес недостаточно высок;
    • в среднем интерес к предмету и положительные мотивы испытывают 88% учащихся.

    На формирующем этапе эксперимента с целью повышения мотивации был подобран комплекс приёмов, способствующих, на наш взгляд тому, чтобы расширить возможности ребёнка в самосовершенствовании, в осознании им себя как личности, способной к творческому проявлению, способствующих активизации мышления, социализации ребёнка. Это: постановка проблемных вопросов; «мозговой штурм»; «Толстые» и «тонкие» вопросы; «Пометки на полях»; написание синквейна; нетрадиционные формы проведения уроков; приемы, связанные с применением наглядных, технических и дидактических средств обучения; оценочные обращения учителя, создание ситуации успеха; планирование, выполнение, обсуждение совместной деятельности, опора на общественное мнение. Технологии обучения, применяемые в эксперименте: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; технология сотрудничества; дифференцированное обучение; технология развития критического мышления. Был разработан конструктор урока по А. Гину (Приложение 8).

    Проведя сравнительный анализ результатов работ на констатирующем и контрольном этапах исследовательской работы, мы пришли к выводу, что в результате применения названных методов и приёмов познавательный интерес повысился на 11,4%.

    Эксперимент показал, что внедрение в процесс обучения методов, активизирующих мыслительную деятельность детей, значительно повышает мотивацию: по результатам контрольного исследования мотивация благополучия у учащиеся достаточно высока, повысился познавательный интерес, дети более чётко представляют значение предмета для будущего развития; остаётся преобладание узких социальных мотивов, мотивации благополучия, но в то же время познавательный интерес значительно повысился: 90% (выше на 10% по сравнению с констатирующим экспериментом).

    Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась. Невозможно сформировать активную личность без активности в овладении знаниями. Мастерство учителя, его умение организовать учебный процесс, его творчество и постоянный поиск нового в обучении – форм, приемов – способствует поддержанию активности детей и желания учиться. Методы, основанные на выявлении проблем, исследовании самостоятельном либо с помощью учителя, творческие работы учащихся, ситуации, требующие нестандартных решений, несомненно, являются мощным источником повышения мотивации.


    Список литературы

    1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – В кн.: Избранные психологические труды. – М., 1990, т. II, с. 128 – 229.
    2. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с.
    3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 560 c.
    4. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. – № 3. – C. 30 –32.
    5. Блонский П.П. Школьная успеваемость. – М.: Просвещение, 2001. – 423 с.
    6. Бугинова Е.А. Мастер-класс по развитию речевого творчества учащихся. // Начальная школа. – 2013. – № 3. – С. 22
    7. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. – 521 с.
    8. Вахрушева Л.Н. Методы выявления познавательных интересов у детей 6-8 лет. // Начальная школа. – 2012. – № 9. – с.12.
    9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
    10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. – М. – 1991.
    11. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: Просвещение, 2004. – 326 с.
    12. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя – 6-е изд., М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.
    13. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград: Калининградский ун-т, 2001. – 94 с.
    14. Дахин А.Н. Познание начинается с удивления // Школьные технологии. – 1999. – №1 – 2. – С. 176–177.
    15. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ. – 1990. – № 6. – С. 46–48.
    16. Елизарова Е.М. Обучающее изложение по зрительно воспринимаемому тексту. // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С.39.
    17. Елпатова О. И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся. // Химия в школе. – 2008. – № 7. – С.31.
    18. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007.
    19. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 123–130.
    20. Казанская Г.В. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 323 с.
    21. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 29–31.
    22. Кошкина Э. Е. Нестандартные формы обучения младшего школьника. – Курск: Просвещение, 1993. – 44 с.
    23. Красина Т.Р. Культура речевого общения. // Русский язык в школе. – 2008. – №4. – С.23
    24. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1990. – 336 с.
    25. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. –Воронеж: Учитель, 2004 – 176 с.
    26. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. – 2001. – № 8. – С. 77–89.
    27. Лукьянова М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика/ Учебно-методическое пособие – М., 2006.
    28. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
    29. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
    30. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35.
    31. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
    32. Менчинская И.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
    33. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 2008. – 184с.
    34. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2005. – 324 с.
    35. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 2003. – 302 с.
    36. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 557 с.
    37. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. – 240 с.
    38. Паршутин И.А. Использование учителем методов диагностики учебной мотивации учащихся. // Справочник заместителя директора школы. – 2008. – №10. – С. 20.
    39. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Под ред. Г.И. Щукиной. – Л., 1990. – С. 62–68.
    40. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
    41. Скороходова Н. Мотивация к достижению: как управлять ее развитием? // Народное образование. – 2006. – № 4. – С. 193–203.
    42. Стасько А.В. Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся. // Начальная школа. – 2011. – № 1. – с.42.
    43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: «Просвещение», 2010.
    44. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
    45. Черемисина Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению. // Начальная школа. –2012. – № 10. – С.17.
    46. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.
    47. Шакуров Р.Х. Самолюбие детей. – М.: Просвещение, 1999. – 193 с.
    48. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина.– М., 2004.

    Грамоты























    Фотогалерея